Голем из глины. Что такое голем. Голем в компьютерных играх

Слово "голем" в ранних еврейских текстах

Слово «голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם ‎) обозначающие «необработанный, сырой материал», либо просто глина.

Согласно другой гипотезе, оно происходит от древне-еврейского "галам" - он свернул, завернул.

Легенды о големе

Всем легендам о големе присущи представления о том, что это существо создается из девственно чистой материи и что оно лишено дара речи.

В легенде 14 в. сотворение голема приписано даже пророку Иеремии и Сире.

Популярна была легенда 17 в. о рабби Элияху из Хелма (середина 16 в.), который создал голема из глины, но вскоре превратил его в прах, испугавшись исполинских размеров, которые тот быстро принял, и опасаясь, что его огромная все возрастающая сила будет способна разрушить мир.

Наибольшую известность приобрела легенда о големе, созданном якобы Иехудой Лива бен Бецалелем (Махарал) из Праги для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.. Чтобы голем, исполнявший обязанности слуги, не работал в Шабат , рабби Иехуда Лива на исходе пятницы извлекал из-под его языка записку с тетраграмматоном , этим лишая его способности двигаться. Забыв однажды сделать это вовремя, рабби Иехуда Лива догнал голема в самый момент наступления Шабата, но когда он вырвал у него изо рта магическую записку, тот превратился в бесформенную массу глины.

Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека. Во всем этом - богоборческий смысл голема. Но богоборческое начало в народной фантазии не имеет самодовлеющего значения: оно лишь разновидность протеста против социального и национального гнета.

Несмотря на явно легендарный характер преданий о големе, его существование допускалось, по-видимому, и поздними авторитетами Галахи . Так, Цви Хирш Ашкенази и его сын Я. Эмден (потомки рабби Элияху из Хелма) в своих респонсах рассматривают вопрос о том, допустимо ли включение голема в миньян . Некоторые авторитеты даже утверждали, что голема можно безнаказанно лишить жизни, поскольку он не наделен душой, а мясо животных, созданных путем магических таинств, можно употреблять в пищу и не соблюдая правил ритуального убоя.

Голем в литературе

Западноевропейская литература

В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики (Арним, Изабелла Египетская; реминисценции этого мотива можно указать у Гофмана и Гейне); для них голем - экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой - роман Густава Майринка - и в еврейской - драма Лейвика.

«Голем» Майринка по существу - социальная сатира на мессианизм. Он - символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», - болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

Поэзия

Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, ее революционной, еще неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил ее, запечатлев в нем грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих. Стихотворение Х. Л. Борхеса «Голем» описывает голема как неудавшуюся копию человека.

Фантастика

В творчестве писателей-фантастов, голем нередко рассматривается и используется в качестве примитивного робота, с заложенной в него программой. В отличие от магического оживления голема, используемого в жанре фэнтези, в фантастике для этого используются процессы, основанные на реальных или вымышленных физических законах. Нередки случаи, когда для оживления голема, необходимо подобрать буквенный код .

Такой образ голема встречается в произведениях современных писателей:

Фэнтези

Големы часто присутствуют в современной литературе жанра фэнтези. Здесь они обычно представляют собой изначально неживых человекоподобных существ, собранных из какого-либо материала (глины, дерева, камня и т. п.) и оживлённых с помощью магии . Как правило, они подчиняются и полностью контролируются создавшими их волшебниками, которые используют их в качестве стражей или работников, так как големы не чувствительны к боли, слабоуязвимы и не устают.

Список фентези рассказов и вселенных, в которых присутствует или упоминается голем:

  • Големы в Плоском мире Терри Пратчетта.
  • в «Игроземье» Кевина Андерсона.
  • В трилогии Бартемиуса Шаблон:Translation2, во второй книге «Шаблон:Translation2».

Голем в кинематографе

Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем» (Der Golem, 1915) и «Голем: как он пришел в мир» (Der Golem, wie er in die Welt kam, 1920) - последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером, образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища, созданного Франкенштейном.

В 1936 году фильм «Голем» снял Жюльен Дювивье.

Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы».

В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (Cisaruv pekar, pekaruv cisar , режиссёр Мартин Фрич, 1951), где голем тоже появляется и играет важнейшую роль в развитии сюжета.

В «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино (2009 г.) аналогия с Големом применялась Гитлером к отряду американских евреев, уничтожавших бойцов рейха и бесследно исчезавших, порождая панику среди солдат.

В сериале «Шерлок», снятом в 2010 году о Шерлоке Холмсе на современный лад, был использован миф о Големе и сопоставлен с наемным убийцей, который «выдавливал» жизнь из людей голыми руками.

Голем в театре

Легенды о големе (особенно о пражском) легли в основу многих литературных, музыкальных и сценических произведений 20 в. Среди них - спектакль «Хабимы» (первая постановка: Москва, 1925) по драматической поэме Х. Лейвика «Дер гойлем» (1921; перевод на иврит Б. Каспи, музыка М. М. Мильнера, 1886–1953) и две композиции И. Ахрона под тем же названием. В 1926 г. во Франкфурте была поставлена опера «Голем» Э. Ф. Д’Альбера (1864–1932), а в 1962 г. в Вене - одноименный балет по хореографическому плану Эрики Ханка (1905–58), на музыку Ф. Бёрта (родился в 1926 г.).

23 ноября 2006 года в театральном дворце «Dum u Hybern» в Праге состоялась премьера мюзикла «Голем». Музыкальный спектакль написан Карелом Свободой, Зденеком Зеленкой и Лу Фананеком Хагеном и поставлен режиссёром Филипом Ренком. Мюзикл играется на чешском языке и сопровождается английскими субтитрами.

Голем в современной публицистике

Образ Голема приобрел специальное значение в совеременной российской общественно-политической публицистике после появления в конце 1980-х в самиздате эссе Андрея Лазарчука и Петра Лелика. В статье, где предлагалась оригинальная модель функционирования и развития советской административной системы, «Големом» назывался административный аппарат, понимаемый как информационный организм, преследующий собственные цели, отличные и от целей государства в целом, и от целей отдельных чиновников. Термин «административный Голем» в сходном значении широко использовался такими публицистами, как Сергей Переслегин, Константин Максимов и другими.

Голем в компьютерных играх

Во многих играх жанра фэнтези есть разновидность существ «голем». Например: Castlevania, Final Fantasy, Ultima III: Exodus, Heroes of Might and Magic, Diablo/Diablo II, Gothic, Kingdom of Loathing, Проклятые земли, Warcraft 3, World of Warcraft, Master of Magic, Lineage 2, Ведьмак, Nox, Perfect World, Dragon Age: Origins. В играх голем обычно механический либо глиняный человек, созданный или оживлённый магией.

Http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0 , которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Общая информация:

Тип: Rock, Ground

Вес: 300 кг.

Рост: 1,4 м.

Номер Pokedex: 076

Позиция в ТОП самых сильных покемонов по СР: 27

Позиция в ТОП покемонов по здоровью: 30

Позиция в ТОП покемонов по атаке: 46

Позиция в ТОП покемонов по защите: 11

Характеристики:

Максимальный CP: 2303,17

Атака: 176

Защита: 198

Здоровье: 160

Шанс поймать: 10 %

Шанс сбежать: 5 %

Класс: Обычный

Где поймать Golem?

Получить покемона Golem из яиц нельзя, его можно эволюционировать из Graveler, а также есть вероятность его поймать. Нахождение покемона в Pokemon Go часто зависит от того, где Вы находитесь, от типа покемона, времени и иногда даже погоды. Найти покемона Golem можно на карте Вашего района.

Быстрые атаки:

Название атаки Тип атаки Урон Скорость атаки Энергия Урон в секунду Урон с бонусом
Mud Slap 15 (18,75) 1,35 сек 9 11,1 13,9
Rock Throw 12 (15) 1,36 сек 7 8,8 11

Особые атаки:

Название атаки Тип атаки Мана для атаки Урон Скорость атаки Энергия Урон в секунду
Ancient Power 35 (43,75) 3,6 сек -25 9,7 (12,2)
Earthquake 100 (125) 4,2 сек -100 23,8 (29,8)
Stone Edge 80 (100) 3,1 сек -100 25,8 (32,3)

Лучшая комбинация атак Golem: Mud Slap + Stone Edge. Но как Вы можете убедиться из расчетов ниже, самой эффективной является комбинация атак: Mud Slap + Earthquake.

Расчет комбинации атак Golem

Так как время атак различное, частота применения особой атаки тоже разная, то PokemonGoKak рассчитал средний урон в секунду от комбинации атак всех покемонов для удобного сравнения. Урон при лучшей комбинации атак Golem выглядит следующим образом:

Название атаки Урон Время Энергия Весь урон Все время Вся энергия
1 Mud Slap 18,75 1,35 9 18,75 1,35 9
2 Mud Slap 18,75 1,35 9 37,5 2,7 18
3 Mud Slap 18,75 1,35 9 56,25 4,05 27
4 Mud Slap 18,75 1,35 9 75 5,4 36
5 Mud Slap 18,75 1,35 9 93,75 6,75 45
6 Mud Slap 18,75 1,35 9 112,5 8,1 54
7 Mud Slap 18,75 1,35 9 131,25 9,45 63
8 Mud Slap 18,75 1,35 9 150 10,8 72
9 Mud Slap 18,75 1,35 9 168,75 12,15 81
10 Mud Slap 18,75 1,35 9 187,5 13,5 90
11 Mud Slap 18,75 1,35 9 206,25 14,85 99
12 Mud Slap 18,75 1,35 9 225 16,2 108
13 Stone Edge 100 3,1 -100 325 19,3 8

Из таблицы атак Golem получаем, что первый цикл применения особой атаки занимает 19,3 секунд, а урон за это время составит 325, которого хватит победить практически любого покемона. Именно из этих чисел мы и считаем средний урон в секунду.

При комбинации атак Mud Slap + Stone Edge у Golem средний урон в секунду: 16,839 (19,3 секунд).

При комбинации атак Mud Slap + Earthquake у Golem средний урон в секунду: 17,157 (20,4 секунд).

При комбинации атак Mud Slap + Ancient Power у Golem средний урон в секунду: 13,072 (7,65 секунд).

Как видно из расчета среднего урона в секунду, не всегда комбинация атак с самым высоким уроном является максимально эффективной! Именно для этого приведем таблицу расчетов для комбинации атак Golem Mud Slap + Earthquake:

Название атаки Урон Время Энергия Весь урон Все время Вся энергия
1 Mud Slap 18,75 1,35 9 18,75 1,35 9
2 Mud Slap 18,75 1,35 9 37,5 2,7 18
3 Mud Slap 18,75 1,35 9 56,25 4,05 27
4 Mud Slap 18,75 1,35 9 75 5,4 36
5 Mud Slap 18,75 1,35 9 93,75 6,75 45
6 Mud Slap 18,75 1,35 9 112,5 8,1 54
7 Mud Slap 18,75 1,35 9 131,25 9,45 63
8 Mud Slap 18,75 1,35 9 150 10,8 72
9 Mud Slap 18,75 1,35 9 168,75 12,15 81
10 Mud Slap 18,75 1,35 9 187,5 13,5 90
11 Mud Slap 18,75 1,35 9 206,25 14,85 99
12 Mud Slap 18,75 1,35 9 225 16,2 108
13 Earthquake 125 4,2 -100 350 20,4 8

Эффективность атак против других типов

Если у Вас быстрая атака Rock Throw и особая атака Ancient Power или Stone Edge

Как видно из таблицы, все атаки типа Rock имеют преимущество против покемонов типа Bug, Fire, Flying и Ice, а против покемонов типа Fighting, Ground и Steel урон от атак будет уменьшен в 2 раза.

Если у Вас быстрая атака Mud Slap или особая атака Earthquake , то эффективность этих атак против покемонов следующих типов будет выглядеть так:

Как видно из таблицы, все атаки типа Ground имеют преимущество против покемонов типа Electric, Fire, Poison, Rock и Steel а против покемонов типа Bug и Grass урон от атак будет уменьшен в 2 раза.

Эволюция и Power UP покемона Golem

Звездная пыль Уровень Мin. CP Max. CP
200 1 27.68 32.58
200 1.5 57.21 67.34
200 2 86.74 102.10
200 2.5 116.27 136.86
400 3 145.79 171.62
400 3.5 175.32 206.38
400 4 204.85 241.14
400 4.5 234.38 275.90
600 5 263.91 310.66
600 5.5 293.43 345.42
600 6 322.96 380.18
600 6.5 352.49 414.94
800 7 382.02 449.70
800 7.5 411.55 484.46
800 8 441.08 519.22
800 8.5 470.60 553.98
1000 9 500.13 588.74
1000 9.5 529.66 623.50
1000 10 559.19 658.26
1000 10.5 587.13 691.15
1300 11 615.07 724.04
1300 11.5 643.01 756.93
1300 12 670.95 789.82
1300 12.5 698.89 822.71
1600 13 726.83 855.60
1600 13.5 754.77 888.49
1600 14 782.71 921.38
1600 14.5 810.65 954.26
1900 15 838.59 987.15
1900 15.5 866.53 1020.04
1900 16 894.47 1052.93
1900 16.5 922.41 1085.82
2200 17 950.35 1118.71
2200 17.5 978.29 1151.60
2200 18 1006.23 1184.49
2200 18.5 1034.17 1217.38
2500 19 1062.10 1250.27
2500 19.5 1090.04 1283.16
2500 20 1117.98 1316.05
2500 20.5 1145.92 1348.94
3000 21 1173.90 1381.87
3000 21.5 1201.84 1414.76
3000 22 1229.82 1447.70
3000 22.5 1257.76 1480.59
3500 23 1285.73 1513.52
3500 23.5 1313.67 1546.41
3500 24 1341.65 1579.34
3500 24.5 1369.59 1612.23
4000 25 1397.57 1645.16
4000 25.5 1425.51 1678.05
4000 26 1453.48 1710.99
4000 26.5 1481.42 1743.88
4500 27 1509.40 1776.81
4500 27.5 1537.34 1809.70
4500 28 1565.32 1842.63
4500 28.5 1593.26 1875.52
5000 29 1621.23 1908.46
5000 29.5 1649.17 1941.34
5000 30 1677.15 1974.28
5000 30.5 1691.12 1990.72
6000 31 1705.09 2007.17
6000 31.5 1719.06 2023.61
6000 32 1733.03 2040.06
6000 32.5 1747.00 2056.50
7000 33 1760.97 2072.95
7000 33.5 1774.94 2089.39
7000 34 1788.91 2105.84
7000 34.5 1802.88 2122.28
8000 35 1816.84 2138.72
8000 35.5 1830.81 2155.17
8000 36 1844.78 2171.61
8000 36.5 1858.75 2188.06
9000 37 1872.72 2204.50
9000 37.5 1886.69 2220.95
9000 38 1900.66 2237.39
9000 38.5 1914.63 2253.84
10000 39 1928.60 2270.28
10000 39.5 1942.57 2286.73
10000 40 1956.54 2303.17

Могущественный Голем обожает разрушение! Будучи уничтоженным, он взрывается и разделяется на двое. Получившиеся в результате Големиты обладают одной пятой силы и уроном Голема.

Уровень Урон в секунду Урон за атаку Урон/сек на квадрат Урон при смерти Здоровье Стоимость тренировки Стоимость улучшения Уровень лаборатории Время улучшения

LVL 1
38 91.2 1.26 350 4,500 450 0 0 0

LVL 2
42 100.8 1.4 400 5,000 525 60,000 6 10д

LVL 3
46 110.4 1.53 450 5,500 600 70,000 7 12д

LVL 4
50 120 1.666 500 6,000 675 80,000 7 14д

LVL 5
54 129.6 1.8 550 6,300 750 90,000 8 14д
Уровень Урон в секунду Урон за атаку Урон при смерти Здоровье

LVL 1
7 21 70 900

LVL 2
8 24 80 1,000

LVL 3
9 27 90 1,100

LVL 4
10 30 100 1,200

LVL 5
11 33 110 1,260

Описание

  • Голем является одним из самых мощных юнитов. Убить его не так то просто – после смерти из него появляются два небольших Големчика, которые продолжают яростно атаковать.
  • Големы и Големчикам умеют уничтожать часть территории даже после смерти, практически как Воздушные шары.
  • Главная цель Големов аналогична задачам , и – оборона.

Атакующая тактика

  • Разместить Голема в самом начале боя – отличная затея! Противник сосредоточит свои силы исключительно на них. Пока враг отвлечён, выставляйте Лучниц и Варваров.
  • К сожалению, Големы не могут нанести существенного урона. Поэтому применяйте и для нанесения урона вместо них.
  • Пружинные ловушки Големам не представляют никакой угрозы. Но, если активирован режим Големитов, то стоит таких ловушек остерегаться.

Защитная стратегия

  • Големы также сильны как и Гиганты. Они могут выдержать достаточно мощные атаки.
  • Големы хорошо отвлекают на себя внимание войска противника, которые принимаются за их расстрел.
  • После смерти происходит сильный взрыв, который уничтожает практически всё на своём пути. От него погибают все юниты с первым уровнем и множество со вторым. Даже Наездники на кабанах не могут выжить. Тот противник, который чудом уцелел, будет вынужден биться с двумя Големчиками.

Изменения при улучшении

  • Уровень 3. Каменистый Голем меняет свой цвет на тёмно-серый.
  • Уровень 5. Из спины Голема вырастают кристальные прямоугольники. Они похожи на кристаллы у Башни Колдуна с третьим уровнем. Голем становится сиренево-серым.

Небольшие детали

  • Благодаря обновлению от 17 апреля 2013 года был создан Голем.
  • В Военном Лагере максимального уровня помещается до 8 Големов. Также один Голем находится в Крепости Клана.
  • Големы, как и с Воздушными Шарами могут зачищать территорию даже после смерти.
  • Голем занимает на 5 мест больше, чем П.Е.К.К.А. – 30.
  • Голема можно считать модернизированным Гигантом с новым витком развития, у которого существенно увеличили цену.
  • Также Голема можно сопоставить с обычной каменной стеной – он тоже принимает на себя сильный огонь и его довольно сложно уничтожить.

Ответ на вопрос о том, кто такой Голем, можно сформулировать весьма просто - это создание из глины, наделенное магической силой. Наиболее часто Големов изготавливали, чтобы отомстить обидчикам. Это ведущий персонаж еврейской мифологии. Однако есть немало и фактов, с которыми предлагаем познакомиться.

Кто мог творить Големов?

Легенда о Големе гласит, что создать его может исключительно раввин, духовно богатый и Причем двигать им должно не желание покарать собственных недругов, а стремление защитить весь еврейский народ от гонителей и угнетателей. Помыслы создателя должны быть абсолютно чисты, только в этом случае его глиняное творение обретет свою сверхчеловеческую мощь.

Происхождение слова

Что такое Голем, будет подробно рассмотрено ниже. А само слово ведет свое происхождение от «гелем», что на иврите значит «сырой материал без обработки», «глина». Есть и иная версия появления слова - от «бесформенный».

История

Изначально Голем появился в Праге, в 16 веке, когда еврейский народ жил в очень тяжелых условиях. Населявшие чешскую столицу немцы и чехи всеми силами притесняли его. Евреи не имели права селиться за пределами своего гетто, нередко прозябали в нищете и тесноте.

Устав с болью смотреть на муки собственного народа, Верховный раввин Лев обратился с молитвой к небесам, ища заступничества у всесильного бога. И услышал ответ: он должен провести тайный ритуал, создать из глины Голема и доверить ему расправу над врагами.

Лев и его ближайшие приспешники сделали все, что было им велено: вылепили из глины фигуру, похожую на человеческую, оживили ее при помощи тайных знаний. Голем очень походил на человека, но отличался несколькими особенностями:

  • не обладал даром слова;
  • отличался поразительной физической силой;
  • имел цвет кожи коричневатого оттенка.

Чудовище успешно уничтожило врагов, держащих в страхе еврейское гетто, и выполняло функции защитника своих создателей на протяжении 13 лет.

Поэтому разбираясь, кто такой Голем, можно отметить - это защитник еврейского народа, созданный раввином и его друзьями и оживленный силой магических знаний.

Ритуал

Рассмотрим, как именно проходило оживление глиняного истукана. Помогали раввину Льву его верные приспешники:

  • Зять Ицхак бен Симеон, символизирующий огненную стихию.
  • Ученик рабби, Якоб бен Хайим Сассон, воплощавший в магическом ритуале стихию воды.

Сам рабби воплощал собой воздух, а их создание - Голем - стихию земли.

Предварительно все участники ритуала прошли процедуру очищения, суть которой до нас не дошла.

Голем - мифическое существо, в которое вдохнули жизнь, был создан так:

  • Сначала, непрерывно читая псалмы, мужчины вылепили из глины фигуру, поместив ее лицом вверх.
  • Потом они разместились у его ног, устремив взгляды в безжизненное лицо.
  • По велению Льва Ицхак семь раз обошел истукана, двигаясь справа налево, и произнес секретную фразу, после чего Голем стал красным, слово горя в ярком пламени.
  • Затем истукана также 7 раз обошел Яков, которому было доверено произнесение еще одного текста, по завершении этой части ритуала огненный блеск пропал, а по фигуре потекла жидкость. У Голема появились ногти и волосы.
  • Далее сам рабби обошел свое творение и вложил в его уста пергамент. По другой версии - шем, тайное имя бога.

После ожил. Ему дали одежду, чтобы он ничем не отличался от человека, и пояснили задачу - защищать еврейский народ.

Особенности внешнего вида и поведения

Голем - это человекоподобный истукан, чаще всего из глины, оживленный благодаря тайному знанию. Поэтому выглядел он как грубоватая копия человека. Наиболее известный пражский Голем получил одежду и поэтому мало чем отличался от людей. Не зря рабби Лев привел его в свой дом и выдал за немого, случайно встреченного на улице. Внешней привлекательностью это создание не отличалось, скорее напоминало изуродованного человека примерно 30 лет.

По легенде, делать фигуру глиняного чудовища следовало не выше роста ребенка 10 лет, поскольку Голем очень быстро растет. При этом в пище он не нуждается, в состоянии выполнять любую физическую работу.

Какими-либо магическими способностями, помимо своей сверхсилы, глиняный истукан не обладал. То, что Голем, выйдя из повиновения, начинает крушить все на своем пути, свидетельствует о зле, заложенном в саму его натуру.

Уничтожение первого Голема

Лев долгие годы держал под контролем свое создание, погружая его в сон во время своих визитов в синагогу. Но однажды постаревший раввин забыл это сделать, поэтому чудовище вырвалось из его дома и начало крушить все на своем пути. Испуганный еврей навсегда усыпил свое творение, а народ вновь оказался без защиты.

Безжизненное тело глиняного защитника было помещено на чердак синагоги, и долгие годы никто не отваживался заглянуть туда. Однако в 20-х годах прошлого столетия журналист, желая развенчать еврейскую легенду, сумел проникнуть в это место и увидел, что следов глиняного человека там нет.

Уничтожение Голема объясняют и иначе:

  • Второй вариант легенды гласит о том, что «бунт» великана удалось усмирить, но он выполнил свою работу, гонения на евреев прекратились, поэтому рабби Лев приказал Голему ложиться спать на чердаке синагоги, где и уничтожил его.
  • Есть и более романтическая версия. Голем, живя среди людей, постепенно начал обретать разум и осознавать себя. Он воспылал чувствами к прекрасной Мириам, дочери раввина. Девушка веселилась, называя его своим суженым, а глиняный человек всюду сопровождал ее, неловко круша все на своем пути. Отец попросил Мириам обездвижить Голема, и тот обратился в прах.

Каждое из объяснений гибели Голема по-своему интересно и заслуживает права на существование.

Иные гипотезы

Есть и несколько иная версия того, кто такой Голем. Легенда повествует о том, что «черный человек» (так иногда именуют глиняного истукана) выполнял за своих создателей самую сложную работу. Исполнив свой долг, он обращался в пепел. Впервые создал его пражский раввин Махараль.

Эта легенда имеет более позднее происхождение и появилась в 17-м столетии.

Современные взгляды

Рассмотрев, кто такой Голем, узнаем, как к нему относятся наши современники. Несмотря на весьма неправдоподобный сюжет легенды, многие пражские евреи по сей день верят в то, что некогда их народ оберегало глиняное чудовище. Считается, что каждые 33 года оно возрождается к жизни и вновь исчезает.

Разновидности Големов

Глиняный истукан - защитник еврейского народа - не единственный вариант того, что такое Голем. В различные времена в мистических текстах встречаются несколько вариаций этого чудовища:

  • Водный. Создан из обретшей форму жидкости, нередко обладает разумом.
  • Каменный. Внешним видом схож с ожившей каменной глыбой.
  • Огненный. Проживает в вулканах, обладает магическими способностями.
  • Земляной. Напоминает холм, предпочитает селиться на равнинах. Является менее агрессивным, чем все предыдущие.

Эти виды истуканов менее популярны, чем глиняный великан.

Образ в литературе

Персонаж Голем нередко использовался писателями в своих произведениях:

  • Австриец создал роман «Голем», принесший ему известность. Сама легенда упоминается лишь мельком, основу же сюжета составляют сны главного героя, безымянного рассказчика.
  • Пьеса Артура Холичера с таким же наименованием увидела свет в 1908 году.
  • Станислав Лем, и философ, опубликовал рассказ «Голем 16».
  • Упоминается глиняный человек в произведении «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких.
  • В романе Умберто Эко «Маятник Фуко» также есть фигура Голема.

Этот персонаж еврейской мифологии нередко фигурирует в произведениях современных фантастов как мощное оружие.

Рассмотрев, что такое Голем, предлагаем познакомиться с подборкой интересных фактов об этом мифическом создании:

  • В городе Познани ему установлен памятник. Скульптура располагается на аллее Кароля Марцинковского. Это довольно необычный монумент высотой более 2 метров, изображающий фигуру человека в движении. Благодаря использованию особого материала памятник светится в темноте.
  • Персонаж мифологии, Голем, стал героем одного из эпизодов фантастического сериала «Секретные материалы». Расследуя загадочное убийство подростков, Малдер и Скалли знакомятся с евреями, которые сохранили древние знания и стали использовать их для возмездия.
  • Аналогию с героем еврейских мифов применил и Квентин Тарантино в своей картине «Бесславные ублюдки».
  • Согласно легендам, Голем никогда не болел, не имел собственной воли и был обязан слепо подчиняться своему создателю.
  • Образ каменного истукана используется не только в литературе и кинематографе, но и в аниме, компьютерных играх.
  • Знаменитое чудовище Франкенштейна также можно считать разновидностью Големов, но только в качестве материала для его создания взяли не глину, а части человеческих тел. Призвать его к жизни смогла не мистическая сила, а наука.

Всем своим существом искусственное создание выражало, что человек не в силах заменить бога и при всем старании может создать лишь бездушное творение, не наделенное разумом и волей. Можно проследить аналогию - Господь создал Адама из глины и сумел вдохнуть в него жизнь. Люди же используют этот материал для создания бездушных истуканов, способных к действию, но лишенных сострадания. Судьба Голема во многом трагична: созданный волей оккультиста, пусть и с самыми благими побуждениями, он был направлен на выполнение сложных заданий, после чего уничтожался. Никому и в голову не приходило как-то скрасить его судьбу или проявить сочувствие.

Согласно одной из гипотез, «голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם ‎), означающего «необработанный, сырой материал» либо просто глина. Корень ГЛМ встречается в Танахе (Пс. ) в слове галми (ивр. גלמי ‎), обозначающем «моя необработанная форма». Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит.

Согласно другой гипотезе, слово происходит от древне-еврейского galam - он свернул, завернул.

Другой вариант происхождения слова: само слово пришло из ареала Персидской империи, из восточных легенд (урду گولیمار , индийские и прочие восточные языки). Пример: Пакистан. GOLI (bullet) and MAR (fire), слово - Голимар (процесс обжигания глины). В связи с увлечениями в Европе с конца XVII века восточными легендами и сказками и их переработкой.

Легенда

Голем - глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.

Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века . Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.

Отражение в культуре

Литература

Западноевропейская литература

В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики (Арним , «Изабелла Египетская» ; реминисценции этого мотива можно указать у Мэри Шелли в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей»Гофмана и Гейне); для них голем - экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой - роман Густава Майринка , и в еврейской - драма Лейвика.

«Голем» Майринка по существу - социальная сатира на мессианизм . Он - символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», - болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

Легенду о глиняном чудище, созданном в Праге в конце XIV века, пересказал для детей нобелевский лауреат Исаак Башевис Зингер .

Русская литература

В русской литературе можно отметить роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей» , в котором големический миф используется для ядовитой цивилизационной сатиры: в романе, среди прочего, рассматриваются три варианта истории Голема, якобы похищенного нацистами (в целях создания «универсального солдата») с чердака Староновой синагоги в Праге. Герой романа, «петербургский хазарин» Юлий Гольдштейн, сталкивается со следами Голема (и с ним самим) и в Америке, и в Петербурге, и в Жидовской Ужлабине - Юденшлюхте, городке на чешско-немецкой границе, где во время войны проводились испытания «големического оружия».

К образу Голема (в качестве сравнения) нередко прибегает писатель и публицист Максим Калашников .

Поэзия

Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, её революционной, ещё неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил её, запечатлев в нём грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих.

Кинематограф

Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем » () и «Голем: как он пришел в мир » () - последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером , образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища , созданного Франкенштейном . В 1936 году фильм «Голем » снял Жюльен Дювивье .

Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы ».

В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (чеш. Císařův pekař, pekařův císař , , режиссёр Мартин Фрич), где голем тоже появляется и играет важную роль в развитии сюжета.

В английском фильме 1966 года «Оно!» (It!) герой Родди МакДауэлла использует голема, привезённого в лондонский музей из Праги в корыстных целях. С помощью неограниченных физических возможностей голема он разрушал строения, убивал нежелательных в своей жизни людей и даже пытался добиться расположения девушки, которую любил безответной любовью. Оживить и подчинить голема своей воле герою удалось, когда он положил тому под язык древний свиток, хранившийся в тайнике в теле истукана. Голем, однако, в отличие от классической истории, хотя и не всегда выполнял приказы хозяина, но был верен ему до конца.

В российском сериале «По ту сторону волков II. Ключи от бездны», снятом Сергеем Русаковым в 2004 году. Осень 1947 года. Больше года прошло с того дня, когда была уничтожена банда Сеньки Кривого. Однако в Угольной Линии и её окрестностях снова начинают погибать люди. В милиции с ужасом обнаруживают, что отпечатки пальцев на орудии очередного убийства совпадают с отпечатками пальцев покойного Сеньки. На фоне развития событий проводятся попытки создания советскими учёными нового голема, как оружия нового поколения.

Идея о големе как «боевом роботе» была использована в полнометражном аниме «Slayers Great»(ответвлении аниме-сериала «Рубаки»).

Голема Элиса при помощи написанных мелом слов и нарисованных мелом печатей призывала Шелли Кромвель в аниме «Индекс волшебства»/«Магический индекс» (To Aru Majutsu no Index) с 20 серии 1 сезона и далее.

26 серия японского аниме "Soul Eater" была посвящена големам, их созданию и свойствам. Действие происходило в деревне Лоэв (Чехия), в которой проживали создатели големов(название деревни, вероятнее всего, является выдуманным).

Категории:

  • Персонажи «Книги вымышленных существ» Борхеса
  • Персонажи фильмов
  • Каббала
  • Культура Праги
  • Вымышленное оружие
  • Голем
  • Иудаистическая мифология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Голем" в других словарях:

    - «ГОЛЕМ» (евр. «Goilom») весьма распространенная, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («Г.»), созданном из глины для исполнения разных «черных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и… … Литературная энциклопедия